Подбор персонала или как сформировать эффективную команду — советы Александра Лобановского

Успешный бизнес — это всегда результат командной работы. Для формирования сплоченного коллектива ответственных и мотивированных людей понадобится время, а также опыт и дальновидность лидера, руководителя, который ещё на этапе подбора персонала предвидит результаты их совместной деятельности.

Что нужно для формирования команды?

  1. Формируем штат. Создаем профильные отделы, специализирующиеся на выполнении конкретных задач, подсчитываем нужное количество кадров и определяем необходимую загрузку. Для каждой должности прописываем требования к соискателю и начинаем поиск.
  2. Для каждого специалиста распишите систему повышений, мотивации и поощрений. Каждый должен знать, что его вклад индивидуален и необходим, и если его старания значительны — это будет учтено.
  3. Периодически проводите общие встречи , на которых будут обсуждаться текущие проблемы, и совместными усилиями будет предложено решение по их устранению. Вместе с тем, не забывайте и об индивидуальных приемах, особенно с тем, кто теряет энтузиазм, а его работоспособность уменьшается.
  4. Конфликты — естественный процесс, который возникает в общении с людьми. Не стоит бояться или избегать подобных ситуаций — главное, оперативно принять меры, проговаривать любое возникшее недовольство и учить членов команды слушать друг друга. Иногда стоит проводить специальные встречи с психологом, практиковать игры и другие объединяющие активности.
  5. Будьте лидером. Мыслите на перспективу, смело подходите к решению самых сложных задач и не бойтесь брать на себя ответственность — помните, любая команда нуждается в лидере, который будет координировать работу, наставлять и помогать в решении сложных проблем. Вы должны быть примером, на который хочется равняться.

Как проводить собеседование?

Некоторые владельцы бизнеса проводят собеседования для галочки, полагая, что резюме в печатном виде достаточно, мол, всё покажет работа. На самом деле именно личная встреча с соискателем позволит сформировать верное впечатление, если будут заданы правильные вопросы. Я рекомендую не игнорировать собеседования, а подходить к ним с должной ответственностью — вы не только оцениваете кандидата, но и сами представляете компанию перед заинтересованным человеком.

Вопросы и методы:

  1. Попросите человека рассказать о себе и своем опыте, не подглядывая в резюме. Многие кандидаты отказываются, аргументируя, что они уже все написали, но проявите терпение и убедите человека поведать свою историю. Сухие факты наполнятся деталями, а культура речи, тембр и темп, мимика позволят создать психологический портрет личности.
  2. Поскольку нам нужен командный игрок, попросите человека рассказать о собственной семье, друзьях, домашних питомцах. Если перед вами “одиночка”, то вы услышите скупой рассказ — иногда это верно и в отношении тех людей, которые преданы своим близким. Опасайтесь тех, кто начнет жаловаться или чрезмерно расхваливать — это признаки того, что человеку нельзя доверять.
  3. Приглашайте на собеседование тех, кто будет в будущем работать вместе с соискателем. Обсудите работу, обязанности, систему мотивации и вознаграждения. Идеальный вариант — это когда к новичку приставляют более опытного сотрудника, который поможет не только привыкнуть к работе, но и введет в коллектив. Для этого он может задать вопросы по оценке компетентности и профпригодности — к его выводам важно прислушаться.
  4. Отдельно отмечу кризис-собеседования, которые призваны поставить нового человека в форс-мажорные обстоятельства и узнать его настоящим. Я против такого способа, поскольку не считаю, что человек адекватно ведет себя в стрессовых ситуациях. Скорее, вы наткнетесь на грубость и непонимание, а это точно не лучшее начало для вхождения в команду.
  5. После того как человек принят, познакомьте его с коллективом. Можете это сделать с помощью игры, попросив каждого рассказать о себе по три интересных факта — такой способ ставит всех в равные условия, а новичок больше узнает о других членах команды.

Помните, слаженная команда — это результат времени и постоянной работы. Поэтому не требуйте от людей мгновенной дружбы и высоких результатов — проявите терпение и дальновидность, формируйте внутренние связи персонала постепенно и будьте начеку, оперативно устраняя конфликты. И тогда появление сильной Команды не заставит себя ждать.